МИР КЛИО

Пятница, 03.05.2024, 11:59

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Конспекты лекций | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » История России » Древняя Русь

Восточные славяне в древности
 
Лекция 1. Восточные славяне

 
План:

1. Первые свидетельства о славянах

2. Славяне и Великое переселение народов

3. Племенные союзы восточных славян в VIII – IX вв.

4. Влияние природно-географических условий на складывание государства у восточных славян

5. Хозяйство восточных славян

6. Общественные отношения у восточных славян

7. Религия восточных славян



1. Первые свидетельства о славянах

Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединённых близостью языков и общностью происхождения. Их численность – почти 300 млн. человек.

Предки славян – праславяне, принадлежали к древней индоевропейской языковой семье народов, которые в IV – III тысячелетии до н.э. расселились на огромной территории Европейского материка – от Европы до Индии.

Ближайшими родственниками славян по языку были балты – предки литовцев, латышей, пруссов. Соседями на юге и западе были многочисленные племена германцев, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями были западноиранские племена – скифы и сарматы. К индоевропейской языковой семье также относятся индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и другие народы.

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской языковой общности в середине 2 тысячелетия до н.э.

Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к I – II вв. н.э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др.

Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье – пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями.

Ещё более важны сведения историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупных племенных группы – венедов, антов и склавинов.

По его сведениям, венеды — предки западных славян — обитали между реками Вислой и Одером; склавины – предки южных славян – обитали между реками Вислой и Днестром; предки восточных славян — анты — жили на юге по побережью Черного моря, в низовьях Днепра, между Днепром и Днестром.

Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, прежде всего в «Повести временных лет» (ПВЛ).



2. Славяне и Великое переселение народов

IV – VII вв. известны в истории как Великое переселение народов. И первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э.

К III в. с Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Вождь готов Германарих  не только объединил готские племена, но и подчинил соседние, в том числе финские и славянские.

С 70-х годов IV в. гунны прошли через южно-сибирские степи и «великие ворота народов» между Уральским хребтом и Каспийским морем в Восточную Европу. Они разбили готов, старый вождь которых Германарих в отчаянии покончил в собой.

Возглавив мощный союз племен, гунны предпринимали опустошительные походы во многие страны. Наибольшего могущества гунны достигли под предводительством свирепого вождя Аттилы (в 440 г.). Они перешли из черноморских степей на запад, в Дунайскую равнину, нападая на Восточную и Западную Римские империи. После смерти Аттилы в 453 г. союз гуннов распался.

К тому времени, когда славяне присоединились к Великому переселению народов (VI в.), страны мира прошли большой путь развития: возникали и разрушались огромные государства, шли активные миграционные процессы.

В 395 г. распалась огромная Римская империя, образовалось Западное Римское государство с центром в Риме. На территории Балкан и Малой Азии возникло новое мощное Восточное государство с центром в Константинополе, позже получившее название Византийской империи (просуществовало до 1453 г.), ставшее наследником и преемником греческой культуры. Как наиболее сильное и экономически развитое европейское государство Византийская империя оказывала большое влияние на своих соседей и торговавшие с ней племена, в том числе и славян.

В Западной Европе в V-VII вв. шло расселение германских племен, которые завоевали территорию Римской империи. Здесь сложились так называемые «варварские» королевства — Франкское, Вестготское, Лангобардское и др.

В VI в. славяне включились в мировой миграционный процесс. Расселение славян происходило в VI – VIII вв. по трем основным направлениям: на юг — на Балканский полуостров; на запад — в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север — по Восточно-Европейской равнине.

Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке – праславянском. Однако по мере расселения древние славяне всё больше отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три языковые ветви, на основе которых сложились современные народы:

Западные славяне – поляки, чехи, словаки;

Южные славяне – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

Восточные славяне – русские, украинцы, белорусы.



3. Племенные союзы восточных славян в VIII – IX вв.

В середине 1 тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озёр на севере до Северного Причерноморья на юге. От предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя.

В VIII – IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племён или, как их называет летописец Нестор в «Повести временных лет» - «племенных княжений» (племенные союзы). Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, название которого получал весь союз.

Согласно ПВЛ, они расселились следующим образом:

Поляне – по среднему течению Днепра (Киев);

Северяне –  (к северу от полян) в бассейнах Десны, Сейма, Сулы, Северного Донца (Чернигов);

Древляне – на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье (Искоростень);

Дреговичи – между реками Припять, Березина и Западная Двина;

Полочане – по Западной Двине и её притоку реке Полота;

Волыняне, бужане – на Волыни, по берегам Буга;

Уличи, тиверцы – на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;

Вятичи – в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы реки;

Кривичи – в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;
Радимичи – на Соже и Десне;

Белые хорваты – в предгорьях Карпат;

Словене ильменские – по берегам реки Волхов и озера Ильмень (Новгород).

Каждое племя управлялось своим вождем — старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени — вече.

Соседями восточных славян были:

На северо-западе: балтские лето-литовские племена: жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши).

На северо-западе, севере и северо-востоке: угро-финские племена: водь, ижора, весь, карела, саамы, чудь, мурома, мещера, мордва, меря, черемисы, буртасы. Их отношения со славянами строились в основном мирно.

На востоке: Волжская Булгария – тюрки, башкиры.

На юго-востоке: Хазарский каганат.

На юге: мадьяры (венгры), которых в IX в. сменили печенеги; Болгарское царство и Византия.



4. Влияние природно-географических условий на складывание государства у восточных славян

Формирование и развитие государства и его населения происходит под влиянием ряда факторов и в первую очередь географического положения, климатических и природных условий.

Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями — Белым, Балтийским, Черным и Каспийским — и тремя горными хребтами — Карпатами, Кавказом и Уралом. Кроме того, многочисленные реки с их притоками в древние времена служили главным средством сообщения людей.

Тысячелетие назад вся северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими хвойными и лиственными лесами, многочисленными озерами и болотами. Почвы в этих местах в основном суглинистые и супесчаные.

Далее к югу идет полоса лесостепи, которая приблизительно совпадает с полосой наиболее глубокого и мощного чернозема.

Еще далее располагается степная полоса — безлесая, но плодородная и удобная
для земледелия; на юго-востоке — равнины, на северном побережье Каспийского моря находится пустыня — непригодные для обработки песчаники и солончаки.

Климат в средней полосе Восточно-Европейский равнины континентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету с непродолжительной активностью растительного покрова приходит долгая холодная и снежная зима.

Природные условия оказывали разностороннее влияние на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины. В лесной полосе, где после расселения в основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом: его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари и т.п. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество — сбор меда диких пчел. Мясом животных, добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одежду, а мед использовали для изготовления сладостей и напитков. В лесу же местные жители скрывались от нашествия врагов.

Не менее благотворное влияние на жизнь людей оказывали и реки: они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен: строились поселения — сначала небольшие деревушки, а затем большие села и города. Речные пути со временем приобрели международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.



5. Хозяйство восточных славян

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трёхпольным севооборотом. Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом.

У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при  котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 3 – 4 года снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Основные орудия труда: топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, серп, каменные зернотёрки и ручные жернова.

Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овёс, горох, гречиху. Из огородных культур: репа, капуста, свёкла, морковь, редька, чеснок и т.п.). Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лён и конопля. Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней.

Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, лошадей, овец, домашнюю птицу.

Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством – сбором мёда диких пчёл. Из мёда приготовляли хмельные напитки.

Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы и косы.

Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов, в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпали курганы.



6. Общественные отношения у восточных славян

Община. Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники требовал огромных затрат труда. Трудоёмкие работы, которые нужно было выполнять в короткие сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачи входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобрела община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю, совместно потребляли полученный продукт.

Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяйственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следствием этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, у славян живущих на севере община называлась вервь, а на юге – мир.

В соседской общине семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоёмы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем.

Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологий выращивания различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к имущественному расслоению внутри сельскохозяйственной общины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья.

Власть. Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече — народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.

Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника — князя.

Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным.

Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину — группу профессиональных воинов, преданных князю. Так, в VIII—IX вв. в племенах и племенных союзах формировалась военно-дружинная знать, сосредотачивая власть и богатство, объявляя себя собственником земель племени или племенного союза и облагая соплеменников данью (налогом). 

ДАНЬ. Ежегодно князь и дружина отправлялись в поход за сбором дани. Такие походы назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре – апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда можно было отправить собранную дань на кораблях для торговли с другими странами. Единицей обложения данью был «дым» (крестьянский двор) или земельный надел, обрабатываемый крестьянской семьёй (рало, плуг). Начинает развиваться феодальное землевладение.

Пути формирования феодального землевладения:

1. Добровольная передача общинных земель князю и дружине, в обмен на военную защиту. Между общинниками и князем заключался договор (ряд), согласно которому князь с дружиной обязывался защищать территорию и выполнять функции судьи, а общинники должны были за это платить ему дань. Именно в выплате дани первоначально и заключалась зависимость общин от князей и бояр. Общинники считали землю, которую они обрабатывают своей, а не княжеской, но по мере прекращения частых войн и укрепления власти князя, князь претендует на владение общинной землёй. Своим дружинникам (боярам) за службу князь всё чаще раздаёт не часть дани, а земли (феод). Так формируется класс феодалов.

2. Захват общинных земель князьями и их дружинниками.

3. Чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.
 
Процесс перехода общинных земель под власть феодалов называется «окняживанием» и «обояриванием» общинных земель.

Хозяйства общинников и феодалов имели натуральный характер, т.е. обеспечивали себя всем необходимым за счёт внутреннего производства, и ещё мало были связаны с рынком. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары. Начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как центры политической власти и обороны от внешних врагов.

Древнерусский город. Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение в отличие от веси или села — неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVII в. этим словом часто называли сами оборонительные стены.

В древнерусских письменных источниках, особенно в летописях, имеется огромное количество упоминаний об осаде и обороне укрепленных пунктов и о строительстве крепостных сооружений — городов.

Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надёжную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищённая валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находился княжеский терем, дома бояр, капище, а позднее храмы и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремля выкапывали ров, наполняемый водой.

За рвом, под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников.

Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные её районы, населённые, как правило, ремесленниками определённой специальности – слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких как путь «из варяг в греки» или Волжский торговый путь. Эти пути имели колоссальное значение для развития славянского государства:

Установление связей со странами Европы и Азии

Участие славян в международной транзитной торговле
Развитие ремесла

Рост городов

Развитие контактов с Византией

Возвышение крупных политических центров, через которые проходили крупные торговые пути: Киева и Новгорода.

По подсчётам историков в конце IX – Х вв. на Руси было около 30 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Итак, главными характерными чертами общественных отношений в славянском обществе в IX в. были следующие:

Переход от родовой общины к соседской

Появление социального и имущественного неравенства

Выделение родоплеменной знати

Возрастание роли военного предводителя (князя)  и дружины

Становление и развитие феодальных отношений

Развитие городов как центров ремесла, торговли и власти.



7. Религия восточных славян

Эпохе первобытнообщинного строя у восточных славян соответствовала языческая религия. Славянское язычество – это целый комплекс верований, представлений, обрядов, который пришёл из древнейших времён и в котором отразилась полнейшая зависимость древних людей от сил природы.

Древние славяне представляли окружающий их мир населённым добрыми и злыми духами. Боги и духи находились везде: в дожде и в солнце, в лесу и под порогом дома, в воде и в земле. Одни помогали человеку в его производительной деятельности, другие, напротив, тормозили её. Славяне старались со всеми найти общий язык, умилостивить одних и напугать других.

Возникнув в глубокой древности, когда ещё только начало формироваться человеческое сознание, славянское язычество не осталось окаменевшим, а развивалось вместе с первобытным обществом. Учёные отмечают четыре этапа в развитии славянского язычества.

1. На первом этапе, который соответствует эпохе каменного века, славяне приносили жертвы «упырям» и «берегиням». «Упыри» – злые духи – это вампиры, якобы нападавшие на людей и пьющие их кровь, вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребённые и потому мстящие живущим на земле. «Упырям» противостояли добрые духи – «берегини».

2.Позднее, когда у древних славян совершился переход от кочевого к осёдлому образу жизни, когда появилось земледелие, – зародился культ бога Рода и его помощниц Рожаниц. Согласно поверьям древних славян, Род – это творец всей Вселенной. Он «вдувал» в людей жизнь, повелевал небом, дождём, огнём, посылал на землю молнии. Вместе с Родом выступали две Рожаницы – богини плодородия.

3. Постепенно многие функции Рода перешли к другим богам. Появились помощники Рода – Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Славянам он представлялся в виде молодого красивого юноши, который ездил по полям и селениям на белом коне и в белой мантии. Купала считался плодотворящим божеством лета. Его день отмечался 24 июня, а предшествовали празднику «русалии» – торжества, посвящённые нимфам полей и вод.

Весьма почитался славянами бог Волос (Велес) – покровитель скота и скотоводства. Поклонение этому богу возникло в период, когда древние славяне научились приручать диких животных. Считалось, что этот бог способствовал накоплению богатства.

В VIII – IX вв. складывается «божественная» картина мира, где каждому божеству есть своё место:

Сварог – властелин неба, которому подчиняется вся Вселенная (Зевс у древних греков);

Сварожич, сын Сварога, – бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров;

Даждьбог – сын Сварога, олицетворяющий собой солнце. По славянским поверьям, Даждьбог живёт далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей светозарной колеснице Даждьбог совершает круговой объезд по небу;

Хорс – божество, близко стоящее к Даждьбогу и непосредственно с ним связанное. Он представлялся белым конём, также совершающим свой бег с востока на запад;

Стрибог – бог ветра, бури, урагана и всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, моряки, купцы, путники и т.п.;

Мокошь (Макошь) – покровительница женщин, женского рукоделия, торговли;

Симаргл (Семаргл) представлялся священным крылатым псом, который был богом подземного царства, охранял семена и посевы.

4. Со временем, когда военные походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из самых почитаемых богов становится Перун – повелитель грома и молний, покровитель князя, дружинников и военного дела вообще. Постепенно Перун становится главным в пантеоне славянских языческих богов, оттеснив на второй план Сварога. За последним остаётся покровительство ремёслам, кузнечному и ювелирному делу.

Итак, для славянского язычества характерны:

Культ предков

Почитание богов, связанных с основными занятиями славян (земледелием, скотоводством, промыслами, ремёслами)

Жертвоприношения и кровная месть

Многожёнство

Языческие тризны на похоронах: пиры и воинские состязания

Поклонение деревянным и каменным идолам богов на специальных капищах.

В ПВЛ под 980 г. говорится о том, что киевский князь Владимир Святославич, захватив Киев и начав в неё княжить, ещё до крещения Руси поставил на Горе, недалеко от княжеского дворца, деревянные идолы богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Однако среди богов не было Рода, Рожаниц, Сварога, Сварожича и Волоса. Учёные объясняют такой выбор князя тем, что языческий пантеон Владимира был предназначен для моления не простых людей, а киевской знати, которая проживала на Горе и предпочитала молиться своим богам. Языческая религия постепенно перестала быть связующим звеном между различными социальными  группами в Киевской Руси. Рано или поздно она должна была уступить место другой религии, которая могла бы в той или иной мере удовлетворить интересы всех социальных прослоек.

Из древности до нашего времени дошло много языческих праздников и обрядов. Новый год у славян начинался 1 января. Накануне Нового года отмечался праздник Коляды: молодые люди, ряженные в «шкуры», вывороченные тулупы, с рогами на голове, масками на лицах, с шутками, танцами и песнями ходили по дворам, поздравляли хозяев и получали гостинцы. И сегодня этот обычай сохраняется в деревнях и сёлах. Повсеместно отмечается Масленица как народный праздник проводов зимы. Дошёл до сегодняшних дней и праздник в честь Ивана Купалы.

Рождения, свадьбы, похороны сопровождались определёнными обрядами, многие элементы которых и сегодня сохраняются в быту русских, украинцев, белорусов.



Контрольные вопросы:

1.К какой языковой семье принадлежат славяне? Какие ещё народы принадлежат к этой семье?

2. Назовите древних авторов, впервые упоминающих о славянах?

3. Назовите древнейшую русскую летопись? Кто её автор?

4. Пользуясь картой, укажите, где, согласно сведениям Иордана обитали венеды, анты и склавины.

5. Какой процесс, происходивший в Европе в IV – VII вв. оказал влияние на расселение славян?

6. Пользуясь картой укажите три основных направления, по которым происходило расселение славян.

7.На какие языковые ветви разделились славяне в ходе своего расселения?

8. Как повлияли природно-географические условия Восточно-Европейской равнины на развитие хозяйства и социальной организации восточных славян?

9. Пользуясь картой укажите, какие народы были соседями восточных славян: на западе…, на северо-западе…, на севере и северо-востоке…, на востоке…, на юго-востоке…, на юге…. 

10.Перечислите занятия восточных славян.

11. Какие черты характерны для общественных отношений в восточнославянском обществе?

12. Какое значение для славян имели торговые пути, проходившие через территорию Восточно-Европейской равнины?

13. Назовите характерные черты славянских религиозных верований.
 
14. Выполните тесты по теме "Восточные славяне в древности"
 
Категория: Древняя Русь | Добавил: znaika (07.07.2013)
Просмотров: 28729 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Древняя Русь [2]
История происхождения и развития Древнерусского государства