МИР КЛИО

Вторник, 01.07.2025, 03:48

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Конспекты лекций | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » История России » Древняя Русь

Киевская Русь

Лекция 2. Киевская Русь в IX - XII вв.


План:

1. Летопись о начале Русского государства

2. Норманнская теория образования Русского государства, её сторонники и противники. Этапы в  истории Киевской Руси

3. Социально-экономические отношения и общественный строй Киевской Руси

4. Княжение первых Рюриковичей, их внутренняя и внешняя политика

5. Владимир I – государственный деятель, реформатор, полководец

6. Крещение Руси: мотивы, предпосылки и значение

7.Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность

8. «Русская Правда» – первый письменный свод законов Древней Руси

9. Княжение Владимира Мономаха



А. Летопись о начале Русского государства

Существует несколько теорий по вопросу о возникновении государственности у восточных славян. Одна из них исходит из рассказа ПВЛ. В ней под 862 г. рассказывается о приглашении новгородцами и кривичами на княжение варягов-норманнов: «Земля наша велика и обильна, но наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». На приглашение откликнулись три брата – Рюрик, Синеус, Трувор. После смерти Синеуса и Трувора власть перешла к Рюрику, который стал княжить в Новгороде. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир, отправившись на юг «в греки», захватили власть в Киеве. Но в 882 г. (после смерти Рюрика) новгородский князь Олег убил Аскольда и Дира и объединил под своей властью Киев и Новгород. Таков летописный рассказ о начале русской государственности.



2. Норманнская теория образования Русского государства, её сторонники и противники. Этапы в  истории Киевской Руси

Это летописное сообщение послужило основанием для возникновения в XVIII в. «норманнской теории». Работавшие тогда в России немецкие историки Байер, Миллер и Шлёцер утверждали, что славяне в IX – X вв. были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела, ни законов, не имели осёдлых поселений. Всю культуру Киевской Руси «норманнисты» приписывали варягам, утверждая, что славяне вообще были неспособны к самостоятельному развитию. Некоторые русские историки-монархисты приняли эту теорию, считая, что государство на Руси было создано мирным призванием варягов на княжение.

Но были русские учёные, которые вообще отрицали присутствие варягов на Руси, их участие в создании Древнерусского государства и варяжское происхождение русских князей. Ещё в XVIII в. М.В. Ломоносов подверг резкой критике норманнскую теорию, считая её клеветой на древних славян. В своих исторических трудах он показал этнические различия скандинавов и славян, роль и место славян во всемирной истории. Многие положения Ломоносова впоследствии были подтверждены в трудах русских учёных.

Современный взгляд на вопрос о возникновении государственности у восточных славян сводится к следующему:

- Большинство историков считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы приморить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путём;

Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства является результатом длительного внутреннего развития общества и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти только об основании в Новгороде  княжеской династии Рюриковичей. Варяги не оказали существенного влияния на развитие русской культуры (хотя принесли имена – Олег, Игорь, Ольга).

- Некоторые историки считают, что запись о призвании Рюрика, Синеуса и Трувора является поздней вставкой в первоначальный текст ПВЛ при  переработке его по указанию киевского князя Владимира Мономаха.

- Дискутируется также вопрос о том, кто такие сами варяги. Норманнисты настаивают на том, что они были скандинавами. Российские историки на основании летописей утверждают, что варяги – это славяне южной Прибалтики (о них мало что известно, нет даже конкретного названия племён). Таким образом, можно сказать, что варяги не принесли на Русь государственность (она уже зарождалась в недрах древнерусского общества), а лишь сыграли роль военной силы, которая способствовала объединению восточных славян в единую Киевскую Русь. Варяги вскоре сами ославянились, военно-дружинная знать слилась с местной знатью. Но русские цари вплоть до Фёдора Иоанновича (1584 – 1598 гг.) называли себя Рюриковичами.

Как было сказано, в 882 г. князь Олег объединил Киев и Новгород в единое государство – Киевскую Русь. Большинство учёных сходятся в том, что историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа:

Первый этап – вторая половина IX – X вв. – объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации;

Второй этап – конец Х – XI вв. – расцвет Киевской Руси;

Третий этап – конец XI – первая половина XII вв. – начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, сепаратизм феодалов (феодальная раздробленность).

 

3. Социально-экономические отношения и общественный строй Киевской Руси

Образованию государства на Руси и складыванию феодальных отношений у восточных славян предшествовал период, получивший название военной демократии. Это была последняя стадия родоплеменного строя, когда происходит переход от первобытно-общинного стороя к феодализму. В основе этого перехода лежало развитие первобытного производства и совершенствование орудий труда, что позволило получать прибавочный продукт и выделиться отдельной семье, которая вела собственное хозяйство. Происходит разложение родовых общин на территориальные или соседские, что способствовало разрушению старых племенных структур и усилению роли племенных старейшин, глав многочисленных родов, патриархальных семей.

В это время славяне вели многочисленные войны, отражая набеги кочевников. Из среды общинников выделяются воины-профессионалы. Возрастает роль князя-военачальника, который первоначально выбирался на народном собрании – вече, там же избирались предводители племенного войска – воеводы. В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, его власть постепенно становилась наследственной. Вокруг князя формировалась дружина, воинов-дружинников называли «отроками», война была их профессией. Они имели значительные привилегии. Дружинники не были подотчётны народному собранию, но лично преданы князю.

Прибавочный продукт, получаемый племенем, позволял содержать людей, основным занятием которых было военное дело. Однако немаловажную роль играла и военная добыча. Военно-дружинная знать выдвигается на передний план как в племенах, так и в союзах племён. В её состав в Х в. окончательно вливается и родоплеменная знать, туда же в IX – X вв. начинают входить представители других слоёв общества. В руках этих военно-дружинных объединений сосредоточивается вся полнота власти, для упрочения которой они начинают захватывать земли простых общинников. Объявив себя собственниками земель племени или племенного союза, они существовали уже не за счёт добровольных приношений, а за счёт обложения их данью, которая, правда, до середины Х в. не была ещё фиксированной. Таким образом, с начала Х в. у восточных славян начался переход к феодальным отношениям.

 Социальная организация общества восточных славян в начале IX в. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежит собственность феодала на основное средство производства – землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-земледельцы платят им за пользование землёй налог. Выделяются два основных класса феодального общества – крестьяне и феодалы. Крестьян называли смердами.

Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей. 

Зависимое население состояло из:

Закупов – разорившихся общинников, которые попали в зависимость от феодала, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарём;

Рядовичей – зависимых людей, заключивших с феодалом договор («ряд»);

Изгоев – обедневших выходцев из общин;

Холопов – зависимых людей, находившихся на положении рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине;

Всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от вотчинника, или челяди.

Класс феодалов составляла военно-княжеская знать – представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племён или земель, бояре, старшие дружинники.

В начале IX в. происходит объединение групп восточнославянских племён. В основе его лежали следующие причины:

- экономическое развитие;

- социальные процессы в период военной демократии; развитие торговых связей;

- общность языческих верований;

- необходимость защиты от внешних нападений;
- осуществление завоевательной политики.

Центрами объединения стали города Киев и Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», они объединили две группы восточнославянских племён – северную и южную. В первую вошли поляне, северяне, вятичи. Во вторую – славяне, кривичи и ряд финно-угорских племён.

 

4. Княжение первых Рюриковичей, их внутренняя и внешняя политика

После смерти Рюрика в 879 г. его родственник князь Олег начал поход на Киев, захватил город кривичей Смоленск, потом Любеч. Он сумел обмануть киевских правителей Аскольда и Дира и утвердился в Киеве.  В 882 г. Олег сделал Киев своей постоянной резиденцией. Так возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. Эта дата традиционно считается началом российской государственности.

Князь Олег правил 30 лет, не считаясь с правами на престол сына Рюрика Игоря. Олег обложил данью славян, кривичей, древлян, радимичей, северян, договорился о военном союзе с варягами, венграми, прекратил зависимость славян от Хазарского каганата. Олег принял титул великого князя, а остальные князья стали его данниками. Возникло огромное государство, но многие его районы были мало заселены, и оно не отличалось прочностью.

Во внешней политике в первой половине Х в. Русь ставила несколько целей:

- объединение всех племён восточных славян;

- обеспечение русским купцам безопасности в торговле с Балканами и Востоком;

- овладение устьем Днепра и Дуная, Керченским проливом.

 Во время княжения Олега Русь несколько раз ходила на Византию. В 907 г. Олег осадил Константинополь, византийцы вынуждены были подписать мирный договор. В 911 г. впервые в истории Восточной Европы был заключён письменный договор между Русью и Византией. В 13 статьях соглашения стороны договаривались по экономическим, юридическим, военным и другим вопросам. Это был выгодный для Руси договор, обеспечивавший ей мирную торговлю с Византией и укреплявший силу её оружия. После смерти Олега его дело продолжил Игорь (сын Рюрика, прозванный Старым). После смерти Олега от Киева отделился племенной союз древлян. Князь Игорь силой вновь присоединил непокорных к Киеву и обложил их большой данью.

В 941 г. Игорь совершил поход на Византию, окончившийся неудачно. В 944 г. он снова пошёл на Византию, и на сей раз ему удалось заставить византийцев подписать договор, текст которого сохранился в ПВЛ.

Были подтверждены многие статьи договора 911 г., но беспошлинная торговля русских купцов в Константинополе отменялась. Была достигнута также договорённость о совместной борьбе против хазар. При Игоре в состав Руси вошли племена уличей, тиверцев.

Важным источником доходов князя являлась дань, выплачиваемая покорёнными племенами. Князь с дружиной объезжал подвластные земли, собирал дань (полюдье), вершил суд, облагал виновных штрафами – вирами. Размеры дани не были фиксированными, и чрезмерные поборы приводили к трагическим последствиям. В 945 г. во время сбора дани в земле древлян воины Игоря творили насилие, а сам князь вторично пытался собрать дань. Но древлянский князь Мал поднял восстание, во время которого Игорь был убит.

В Киеве осталась жена Игоря Ольга с малолетним сыном Святославом. Ольга проявила себя как умная, решительная и суровая правительница. Она отомстила древлянам за смерть мужа, сожгла их столицу Искоростень. Но Ольга понимала, что произвольные поборы могут вызвать новые восстания в других землях. Она установила фиксированный размер дани – «уроки» и «погосты» – места куда свозилась дань. Это стало началом формирования налоговой системы на Руси.

Ольгу считают первой христианкой на Руси. Именно её в 957 г. в Царьграде крестил патриарх, а крёстным отцом её стал византийский император Константин Багрянородный.

В 964 г. в правление Русью вступил сын Игоря и Ольги – Святослав. Он продолжил завоевание соседних племён и подчинил себе вятичей, плативших ещё дань хазарам. После тщательной подготовки он начал свои знаменитые походы на восток. В 964 г. Святослав разгромил Волжскую Булгарию, с севера напал на Хазарский каганат и разгромил его, взяв города Итиль и Саркел. После разгрома Хазарского каганата Святослав присоединил земли ясов (осетин) и касогов (черкесов) на Северном Кавказе. Таким образом, в 964 – 967 гг. Святослав захватил огромную территорию – от Оки до Северного Кавказа. При этом Русь получила опаснейшего врага – печенегов. В 967 г. русское войско разбило болгарского царя Петра. К Руси отошло нижнее течение Дуная. В 970 г. началась война с Македонией и Фракией. Война носила тяжёлый, затяжной характер и шла с переменным успехом. В 971 г. Святослав вынужден был просить мира: русские оставляли Болгарию, обязывались не нападать на неё, а за это греки обещали обеспечить остатками войска Святослава беспрепятственное возвращение в Киев. Но по дороге домой отряд Святослава попал в засаду, устроенную печенегами у Днепровских порогов. В бою с печенегами князь-воитель погиб. Правление Святослава было временем расширения территории Древнерусского государства, выхода Руси на международную арену.

Итак, в первой половине IX в. в землях восточных славян возникло государство, получившее название – Русь. По имени его столицы – Киева учёные стали называть его Киевской Русью, хотя само оно себя так не называло.



5. Владимир I – государственный деятель, реформатор, полководец

В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич, который продолжил политику своих предшественников – вторично покорил радимичей и вятичей. Владимиру удалось прекратить кровавую княжескую междоусобицу, которая разгорелась после смерти Святослава. Киев и Новгород были вновь объединены, князь контролировал весь «путь из варяг в греки». Своих сыновей (а у него их было 12 от нескольких браков) он посадил наместниками в главные города Руси – Новгород, Ростов, Муром. Но при этом был обойдён старший сын Святополк, который был его приёмным сыном и впал в немилость Владимира.

При Владимире приобретает значение западное направление внешней политики Руси. Сильное государство поляков и польская католическая церковь признали главенство Папы Римского. Русь и Польша стали противниками. Владимиру удалось подчинить юго-западные города Червень, Перемышль и др., а также земли ятвягов (древнее литовское племя). Всё это привело к дальнейшему расширению территории Руси.

Однако главной заботой Владимира была борьба с печенегами, которые грабили русские города, а население уводили в рабство. Борьба с кочевниками становилась общегосударственным делом. Для защиты от их набегов Владимир строил системы крепостей. Крепости, как правило, имели 2 ряда валов, стены с башнями и башни для сигнальных костров. Был построен город-крепость Белгород (Белгородская засечная черта). В течение часа киевский князь знал о приближении врага. По указу Владимира в дружину стали набирать молодых людей с Русского Севера: новгородцев, смолян, вятичей. Натиск печенегов был остановлен.
 



6. Крещение Руси: мотивы, предпосылки и значение

При Владимире произошло великое событие в русской истории – Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны, грома и молнии – Перун. Но среди киевских дружинников уже были христиане. Христианкой была княгиня Ольга, хотя её сын Святослав оставался язычником и подвергал гонениям христиан.

Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивавшихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя.

Соседние с Киевской Русь государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т.е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии – ислам. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. В знаменитой легенде, изложенной в ПВЛ, говорится о том, как Владимир в 986 г. выбирал веру для киевлян. Ислам был отвергнут из-за того, что мусульмане не пили вино, иудаизм – из-за того, что евреи не имели своего государства, были рассеяны по миру. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключён династический брак – византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещён в Херсонесе в 988 г., в Крыму.

Можно выделить следующие причины, которые обусловили принятие Русью христианства:

Во-первых, язычество приводило к изоляции России от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;

Во-вторых, язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;

В-третьих, требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений – господства и подчинения;

В-четвёртых, монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;

В-пятых, появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

Вернувшись в 988 г. в Киев с женой Анной, Владимир приказал уничтожить языческих идолов, статую Перуна бросить в воду. Приобщение к новой религии князь начал с крещения киевлян. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет. На севере, в Новгороде, язычество было в большой силе, и жители ожесточённо сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставили новгородцев креститься в реке Волхов. «Мечом и огнём Русь крещена была», - говорили современники. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове, других землях, особенно в лесных районах.

На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники – Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200 – 300 лет христианство было принято всем народом.

Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:

Во-первых, церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);

Во-вторых, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло её с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианскими странами;

В-третьих, церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;

В-четвёртых, принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика, были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;

В-пятых, церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;

В-шестых, христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких варварских обычаев: человеческие жертвоприношения, убийство жён, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.

Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетённых, прикрывала преступления отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей – отцу.
 



7. Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность

Великий киевский князь Ярослав (1019 – 1054 гг.), прозванный Мудрым, в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нём как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном,  смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вёл с братом Святополком.

Правление Ярослава Мудрого – время расцвета Руси. На западном берегу Чудского озера был основан город Юрьев, киевляне ходили в Литву. Был заключён выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией. Дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели жестокое поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили новые кочевники – половцы. В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были выданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь поистине стала европейской державой, с ней считались Германия, Византия, Швеция, Польша и др. государства.

При Ярославе значительную роль в обществе стала играть церковь. В Киеве был воздвигнут величественный собор Святой Софии, который олицетворял собой величие и мощь Руси. В середине 50-х гг. XI в. под Киевом возник Печерский монастырь. По указанию Ярослава в 1039 г. на общем собрании русских епископов священник Илларион, вопреки Константинопольскому патриарху был избран митрополитом Руси. Таким образом, русская церковь освобождалась от влияния Византии. В Киеве к концу правления Ярослава было построено уже около 400 храмов.




8. «Русская Правда» – первый письменный свод законов Древней Руси

Сложившаяся структура древнерусского общества нашла своё отражение в старейшем своде законов – «Русской Правде». Этот документ создавался на протяжении XI – XII вв. и получил своё название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он был назван «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями.

В «Правде Ярослава» закон ещё допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом – вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество, рабочее население княжеских вотчин.

В законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты – 12 гривен, а смерда или холопа – 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству – старший в роду становился великим князем.

«Русская Правда» регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.
 



9. Княжение Владимира Мономаха

В конце XI в. начинается процесс распада Руси. Основными причинами его являются следующие:

Утверждение феодальных отношений привело к образованию независимых местных политических центров в их борьбе с Киевом;

Рост крупных городов – Смоленска, Чернигова, Полоцка, Галича, Суздаля, Владимира и др., их соперничество друг с другом за лидерство.

В 1097 г. впервые в истории Руси крупные князья съехались в родовой замок внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха – Любеч для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли, «каждый держит отчину свою». За нарушение договора грозило наказание. Таким образом, Русь распалась на «отчины» – наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение Руси.

На время остановить распад Руси удалось великому киевскому князю Владимиру Мономаху. Прежде всего, он дал Руси новую «Русскую Правду» – «Устав Владимира Всеволодовича», в котором запрещалось долговое рабство, отменялась смертная казнь для холопов, беглых закупов. Устав упорядочил взимание ростовщических процентов, положение купцов и закупов. Мономах снял социальную напряжённость в обществе. За годы его правления (1113 – 1125 гг.) были сделаны попытки восстановления единства Руси. Он заставил подчиниться многих князей. Своих сыновей он направил в Новгород, Смоленск, Суздаль. Организовал поход против половцев, поддерживал отношения с Византией. При нём был создан новый летописный свод.

Владимир Мономах написал знаменитое «Поучение», обращённое к сыновьям. Главная идея этого произведения – единство Руси, борьба с княжескими междоусобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе и процветании земли Русской. Молодым сыновьям своим он давал следующие советы:

Ешьте и пейте скромно;

При стариках молчите;

Мудрых слушайте;

Будьте скромными;

Равнодушно относитесь к почестям.

Умер Владимир Мономах в 1125 г., 72 лет от роду. Его сыновья не сумели предотвратить процесс распада Руси на удельные княжества. В 30-е гг. XII в. начинается процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма.

Основные понятия:

Государство, полюдье, урок, погост, вече, вервь, вира, князь, дружина, Русская Правда, раннефеодальная монархия, удел, усобицы, вотчина, феодализм, смерд, рядович, закуп, холоп, челядь, язычество, христианство, православие, двоеверие.

Даты для запоминания:

862 г. – призвание варягов в земли словен ильменских;

882 г. – объединение князем Олегом новгородских и киевских земель в единое государство;

907, 911 гг. – походы князя Олега на Царьград и первые договоры Руси и Византии;

912 – 945 гг. – правление князя Игоря;

945 г. – восстание древлян и убийство Игоря;

945 – 964 гг. – правление княгини Ольги;

964 – 972 гг. – правление и военные походы князя Святослава;

980 – 1015 гг. – правление князя Владимира Святославича;

988 г. – крещение Руси;
1019 – 1054 гг. – княжение Ярослава Мудрого. Составление Русской Правды

1097 г. – съезд князей в г. Любече;

1113 – 1125 гг. – княжение Владимира Мономаха.



Дополнительные вопросы к теме:

1. О чём говорит факт активной внешней политики Киевской Руси в отношениях с Византией в Х веке?

2. Какую роль сыграла замена «полюдья» системой «уроков» и «погостов»?

3. В чём Вы видите заслуги князя Владимира Святого перед Отечеством?

4. На какие сферы жизни русского общества повлияло принятие христианства?

5. Какую роль играли династические браки при Ярославе Мудром? Как они могли повлиять на дальнейшее развитие Руси?

6. В чём, по Вашему мнению, выражалось социальное неравенство в обществе, по свидетельству «Русской Правды»?

7. Выполните тест по теме "Киевская Русь в IX - XII вв."
Категория: Древняя Русь | Добавил: znaika (08.07.2013)
Просмотров: 12474 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Древняя Русь [2]
История происхождения и развития Древнерусского государства